Культурная столица Великобритании Лондон славится не только как столица государства, но и как средоточие культуры и искусства. Начиная с Лондонского Королевского оперного театра и Театра Пикадили до Английской национальной оперы и Театра комедии, в этом северном городе насчитывается не один десяток заведений, которые ежедневно представляют поклонникам театрального искусства пьесы и постановки. Основная их часть сосредоточилась в Вест Энде. Помимо этого, Лондон считается и европейской столицей мюзикла, каждый вечер представляя на суд зрителей классические мюзиклы и современные постановки.
Изначально театральные представления в Великобритании были частью церковных обрядов и ритуалов, а с началом эпохи Возрождения они приобретают более светский характер. Огромное влияние на развитие театра Великобритании оказала реалистическая школа, по принципам которой работают и некоторые из ныне действующих театров.
Все большую популярность среди англичан и гостей Лондона приобретает Театр Комедии, называвшийся так до 2011 года. Он был открыт 15 октября 1881 года в качестве Королевского Театра комедии на Пантон-стрит в Вест Энде. Автором проекта и дизайна театра стал Томас Верити. Удивительно, но театр построили всего за шесть месяцев. Внутри он представлял собой помещение с тремя ярусами и подковообразными подковами.
В середине 1950-х годов здание подверглось кардинальной реконструкции, и обновленный театр открыл свои двери для зрителей в декабре 1955 года. Он значительно преобразился и посвежел, однако общая схема внутреннего интерьера глобальных перемен не испытала: зрительные места в три яруса были сохранены.
Репертуар театра был обширным: от музыкальных комедий до экспериментальных пьес. В 1883 году в Театре комедии с оглушительным успехом состоялась премьера оперетты Фалька, а в 1885 году Эрмине повторил этот успех. После Первой Мировой войны популярность театра все больше возрастала. Особенно заметен стал рост аудитории после того, как Андре Шарло и Чарльз Кохран представили здесь нашумевшие шоу-ревю.
Среди известных актеров, выступавших на подмостках Королевского театра комедии, был и Генри Даниэль, сыгравший Джона Карлтона в "Секретах" в сентябре 1929 года.
Театр сыграл значительную роль в борьбе с цензурой путем создания "Нового клуба Уотергейт" под руководством Энтони Филда в 1956 году. Благодаря этому клубу на повестку дня был поставлен вопрос о корректировке Театральных Актов 1843 года. Его рассмотрением должен был заняться Офис Лорда Чемберлена.
Формирование этого клуба позволило ставить на сцене театра пьесы, ранее запрещенные для постановки из-за языка или обыгрывавшейся темы. Теперь же они могли ставиться в соответствии с условиями клуба. Пьесы, появившиеся на свет таким образом, включают в себя премьерную постановку Артура Миллера "Вид с моста" и пьесу Роберта Андерсона "Чай".
Несмотря на усилия со стороны организаторов клуба, театральные акты продолжали действовать вплоть до 1968 года. Тем не менее, в конце 1950-х годов давление театральной цензуры ослабело, а клуб был распущен.
История театра была бы неполной без упоминания имени Гарольда Пинтера: он продюссировал многочисленные постановки и был вдохновителем Театра комедии. А 8 сентября 2011 года этот театр был переименован в театр имени Гарольда Пинтера – выдающегося английского драматурга и режиссера, лауреата Нобелевской премии по литературе в 2005 году.
Самые известные постановки, которые были одобрены зрителями театра в XXI веке, включают в себя такие пьесы:
"Любовник", по роману Гарольда Пинтера;
"Боинг-Боинг", режиссера Марка Камоллети;
"Слишком близко к солнцу" (нашумевший мюзикл об Эрнесте Хэмингуэе;
"Пение птиц" по роману Себастьяна Фолькса;
"Предательство" по пьесе Гарольда Пинтера;
"Старые времена" по пьесе Гарольда Пинтера и другие.
На автобусе номер 14, 19, 24, 29, 38 или 176 можно доехать до площади Leicester Square или до маркета Haymarket. Отсюда до театра рукой подать. Ближайшие объекты, по которым турист может сориентироваться, это: Цирк Пикадили и Чаринг стрит.
Стоимость билетов колеблется от 10 до 50 фунтов стерлингов.