Всем известно бережно-трепетное отношение англичан к своему прошлому, представленному в достопримечательностях, замках, соборах и, конечно, в музеях. Один из таких реликтовых музеев, свидетель истории и развития Великобритании, известнейший не только в Англии, — корабль-музей с мистическим названием "Катти Сарк".
У моряков — море примет: боятся числа 13, не выходят в море в понедельник и другие. И вдруг в 1869 г. появляется клипер Cutty Sark, названный в честь героини стихотворения Роберта Бернса, шотландской ведьмы Нэн ("Короткая Рубашка"). Все морские судна стали обходить его стороной, и моряки говорили, что это плохая идея. Но судьба Cutty Sark, единственного клипера, уцелевшего до наших дней, оказалась счастливой.
Один из реликтовых музеев, свидетель истории и развития Великобритании, известнейший не только в Англии, — корабль-музей с мистическим названием "Катти Сарк".
Корабль "Катти Сарк", предназначенный для транспортировки чая из Китая и впоследствии называвшийся чайным клипером, создал Геркулес Линтон по заказу капитана Джона Уиллиса. Осенью 1869 г. судно уже отправилось в морское путешествие от города Дамбартон, где его спустили на воду.
Музей-корабль "Катти Сарк"
В историю клипер вошел в 1872 г., когда он, нагруженный чаем, выдвинулся из Шанхая одновременно с быстроходным клипером "Фермопилом". Они передвигались фактически с одинаковой скоростью. Внезапно, где-то недели через две, "Катти Сарк" оказался без руля. Капитан Моуди и его команда управляли клипером по ветру подручными средствами и вместе с тем мастерили новый руль, на что ушло больше недели, и из-за чего чайный клипер смог достигнуть Лондона на неделю позже "Фермопила". Но самоотдача капитана и его стремление к победе сделали "Катти Сарк" знаменитым.
С течением времени стали больше использоваться пароходы. Чайный клипер одно время перевозил шерсть, порох, виски, рога буйволов, металлолом, пока в 1895 г. его ни купила португальская компания "Ферейра". В 1922 г. следующим владельцем его стал капитан Уилфред Доумен, отреставрировавший судно, изменивший его оснастку и приведший к исходному виду. И, наконец, "Катти Сарк" стали использовать как неперемещаемое учебное судно, а в 1954 г., при поддержке принца Филиппа, его причислили к музеям Лондона и выставили на постоянную стоянку в Гринвичский сухой док.
В 2007 г. клипер пережил пожар, а в 2012-м после многолетних восстановительных работ "Катти Сарк" распахнул двери для посетителей и стал самой популярной и посещаемой достопримечательностью города.
Можно пройти по палубам легендарного клипера, трюмам, спуститься вниз и осмотреть его подводную часть, что производит сильное впечатление. Можно посидеть на территории корабля-музея в кафе, зайти в сувенирный магазинчик и приобрести себе что-нибудь памятное.
И пускай клиперу "Катти Сарк" уже полтора века, но он жив и будет жить еще долго, ведь, по словам русского писателя Ивана Ефремова, "...корабль этот и впрямь родился в рубашке. Пусть и короткой, но счастливой".
Как добраться до музея-корабля "Катти Сарк"
Музей расположен по адресу: London SE10 9HT, Greenwich, King William Walk, на набережной Темзы в Гринвиче, рядом с парком Гринвича, национальным морским музеем и бывшим Гринвичским госпиталем. Доехать можно на метро до станции Greenwich, DLR Cutty Sark.
Музей открыт каждый день с 11:00 до 17:00. Входные билеты лучше приобретать через Интернет.